Внеклассное мероприятие
«В мире занимательной физики».
Цель: сформировать устойчивую мотивацию в познавательной деятельности учащихся;
Задачи: активизация познавательной деятельности учащихся посредством внеклассной игровой деятельности; формирование логического мышления у учащихся.
Участники игры: две команды по 6 человек представители 7-9 классов; команды рассаживаются вокруг «своих» столов (на столе –название команды, девиз, эмблема или визитная карточка); болельщики занимают места вблизи своей команды.
Оборудование и оформление кабинета.
1.На демонстрационном столе – приборы и принадлежности для опытов.
2. На классной доске – название внеклассного мероприятия, таблица результатов, различные физические формулы, портреты ученых-физиков.
Ход игры.
1.Представление команд. В него входят: сообщение о названии, девизе, эмблеме, визитной карточке команды. При оценке учитываются остроумие, оригинальность, юмор, отражение физического содержания. Максимальное число очков за выступление -4 балла.
2.Разминка. Команды отвечают без подготовки. Учитель задаёт поочерёдно каждой команде вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? ( Вес одинаков)
2. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? ( Из-за низкого атмосферного давления, температура кипения воды, в которой варится мясо, ниже 100 С).
3. Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? ( Холодная. С горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды - и влаги в хлебе становиться меньше.)
4. Почему во время снегопада становиться теплее? ( Т.К. происходит кристаллизация воды, в процессе которой выделяется теплота.)
5. Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры? (Испарение)
6. Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода? (Кипяток, т.к. он превращается в пар быстрее, чем холодная вода, причём образующийся вокруг горящего тела водяной пар прекращает доступ кислорода к нему.)
7. Почему нельзя тушить горящий бензин , заливая его водой. ( т.к. плотность бензина меньше плотности воды.)
8. Верно ли, что снег греет землю? ( Верно, т.к. снег плохой проводник тепла)
3.Конкурс «Сказка становиться былью». Приглашаются по три человека от каждой команды. Они должны ответить на вопрос, какой аналог в современной жизни мы можем найти сказочным персонажам и вещам. (Например: « ковер-самолёт» - самолет, аэроплан, вертолёт и т.д.; «сапоги-скороходы» - автомобиль и т.д.).
Выигрывает та команда, которая подберёт большее количество аналогов. Выигравшая команда получает 5 баллов.
1.Дудка – самогудка (Магнитофон, радио и т.д.);
2.Волшебное колечко (Компас. Не даёт заблудиться);
3.Скатерть – самобранка (Столовая, кафе, ресторан);
4.Топоры-саморубы (Электрическая пила, бензопила);
5.Вёдра с водой у Емели (Водопровод, водовоз);
6.Печь у Емели (Машина, мотоцикл);
7.Волшебная палочка (Пульт управления);
8.Живая вода (Лекарство);
9.Марья-искусница (Ткацкий станок, швейная машина);
10. Яблочко на тарелочке (Телевизор).
4.Конкурс « Задачи по загадкам». Каждая команда получает загадку. Той команде, которая отгадает загадку, предоставляется право ответить на вопрос физического содержания. На обдумывание даётся 60 секунд. Если команда отгадала загадку, ей присуждается 2 балла, если же она ответила и на вопрос, то получает ещё 3 балла.
1.Летом навзничь лежат, зимой в гости ездят. (Сани).
Вопрос. Почему сани используют зимой, а телегу – летом? ( Летом трение скольжения полозьев намного больше, чем трение качения колёс телеги).
2.Не зная броду, лезу смело в воду. На большой глубине лишь по пояс мне. (Корабль).
Вопрос. Как изменится посадка корабля при переходе из пресной реки в море? (Уменьшиться, т. к. увеличивается плотность воды, а следовательно, увеличивается сила Архимеда, выталкивающая корабль.)
3.Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница).
Вопрос. Какое преобразование энергии происходит при работе ветряной мельницы? (Кинетическая энергия ветра превращается в кинетическую энергию вращательного движения).
4.Вода по воде плавает? ( Лёд).
Вопрос. Почему лёд плавает по воде? (Плотность льда меньше плотности воды).
5.Дерево даёшь – съедает, а от воды – умирает. ( Огонь).
Вопрос. Какие виды теплопередачи отвечают за нагревание тел вблизи огня? (Излучение, теплопроводность).
6.Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце).
Вопрос. Как энергия Солнца достигает Земли? (Путём излучения).
7.Хоть я не снег, но таю, не птица, а летаю. (Дым).
Вопрос. Почему дым постепенно тает? (Это можно объяснить явлением диффузии: молекулы, входящие в состав дыма, быстро проникают в промежутки между молекулами воздуха).
5.Конкурс « Кто быстрее ». Командам задают вопросы. Баллы зависят от быстроты ответов команды. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Чего не спрячешь в сундук? (луч света)
2. Какого цвета белый цвет? (всех цветов радуги)
3. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? (раньше увидим молнию, а затем услышим раскаты грома.)
4. Когда лёд может быть нагревателем? ( Когда другое тело, находящееся с ним в соприкосновении, имеет температуру ниже, чем у льда.)
5. Когда чайник с кипятком остынет быстрее: если его поставить на лёд или если лёд положить на крышку? ( Когда лёд положен на крышку чайника; в этом случае вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз, возникнут энергетические конвекционные потоки.)
6. Почему при холодной погоде многие животные спят , свернувшись клубком? (у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.)
7. Может ли горизонт являться телом отсчёта? ( Нет, т. к. при движении наблюдателя он перемещается вместе с ним.)
8. Всегда ли время идет с одинаковой скоростью? ( нет, т.к. его ход зависит от скорости движения системы отсчёта).
9. Как получить от одной палки тень разной длины? (Нужно наклонять палку под разными углами по направлению к Солнцу.)
10. Почему пила нагревается, если ею долго пилить? (за счёт механической работы совершаемой силой трения, действующей на пилу, увеличивается внутренняя энергия пилы.)
6.Конкурс «Объясни опыт». Представители команд показывают по одному опыту и просят соперников дать объяснение происходящему. Например, демонстрация атмосферного давления (стеклянная бутылка, гофрированный лист бумаги, спички и варёное яйцо); демонстрация гальванического элемента (гальванометр, 2 медных провода, гвоздь, картофелина или яблоко). Максимальное количество баллов – 3.
7. Конкурс артистический. Представителям команд нужно разыграть пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе. Соперники должны отгадать показанное явление. Например, можно показать, броуновское движение, электрический ток. Максимальное число баллов -3.
8.Конкурс лирический. Задание: написать стихотворение или короткий рассказ , используя следующие слова: для 1 команды – время, масса, атом, Солнце, движение, процесс; для 2 команды – тепло, молекула, луна, излучение, явление, тяжесть.
Время выполнения – 5 минут. Максимальное число баллов – 10.
Пока идёт выполнение работы, можно провести конкурс болельщиков. По предъявленным портретам назвать учёных – физиков и область их деятельности. За каждую фамилию и область деятельности - по 1 баллу.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Рефлексия.